ГРУППА КОМПАНИЙ МАГНЕТАР
callСвязаться с нами callПозвонить онлайн callНаписать нам
МАГНЕТАР-АУДИТ МАГНЕТАР-КОНСАЛТИНГ
/ / / Верховный суд решил унифицировать нормы гражданского и арбитражного законодательства

Верховный суд решил унифицировать нормы гражданского и арбитражного законодательства



Верховный суд решил унифицировать нормы гражданского и арбитражного законодательства
В арбитражное законодательство будет внесено требование об обязательности досудебного урегулирования споров. Названия судебных актов унифицируют в соответствии с другими областями права.

Депутаты Государственной Думы РФ во втором чтении одобрили законопроект № 638178-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". Его автором является Верховный суд Российской Федерации. В рамках очередного этапа судебной реформы, начало которой было положено Законом РФ № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», судьи сочли необходимым продолжить сближения арбитражных судов с судами общей юрисдикции. Основная проблема, которая мешает данному процессу, - это несовпадение некоторых правил и процедур, которые применяются этими судами при рассмотрении конкретных споров.

Поэтому авторы законопроекта предлагают внести в Арбитражный процессуальный кодекс РФ поправки, устанавливающие порядок рассмотрения сходных по своей правовой природе споров с использованием процедур и институтов, которые предусмотрены в Гражданском процессуальном кодексе РФ, и давно применяются судами общей юрисдикции. Как указано в пояснительной записке к документу, эти инструменты в полной мере доказали свою эффективность, поэтому позволят не только унифицировать нормы гражданского и арбитражного права, но и оптимизировать судебную нагрузку на арбитраж.

Верховный суд предлагает внести в АПК РФ изменения, направленные на внедрение новых и развитие существующих альтернативных способов для разрешения споров в экономической сфере. Использование таких методов позволит повысить эффективность правосудия, поскольку судьи ожидают уменьшение количества споров, которые дойдут до рассмотрения арбитражных судов. Претензионный порядок урегулирования споров закреплен в ГПК РФ и раньше также был обязательным для урегулирования экономических споров. Это было определено в Арбитражном процессуальном кодексе редакции 1992 года. В действующей редакции АПК РФ направление претензий прописано, но оно не является обязательным. Поэтому судьи предлагают изменить эту норму и внести в статью 4 АПК РФ требование о том, что:
Спор может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иной срок и (или) порядок не установлены законом или договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права неисполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц.


Кроме того, в статье 15 АПК РФ будут даны новые определения судебных актов, принимаемых арбитражными судами. Так, судебный акт, вынесенный арбитражным судом первой инстанции в порядке приказного производства, называется судебным приказом, а акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, называется решением. Судебные акты, которые принимают арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций называются определениями. Такое же название носят все судебные акты, принимаемые арбитражными судами в ходе рассмотрения дела, а также судебные акты, которые выносит Верховный суд РФ.

Однако, в АПК РФ появится новое название судебных актов - "частные определения". Для этого в кодекс предложено внести новую статью 188.1, в которой будет, в частности, определено, что:
При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности арбитражный суд вправе вынести частное определение. Частное определение направляется в соответствующий орган, организацию, должностному лицу соответственно, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. Неисполнение частного определения суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.


Законопроектом определены новые требования к оформлению судебных актов, в частности судебного приказа, а также уточняются правила и формы подачи заявлений и ходатайств в приказном порядке судопроизводства. Помимо этого, судьи предлагают внести поправки в ряд статей Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок уплаты и учета государственной пошлины при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа.

Законопроект направлен в профильный комитет для внесения необходимых поправок. Дата его окончательного рассмотрения пока не определена. Если он будет принят, то его нормы начнут действовать по истечении 90 дней со дня официального опубликования.


up